Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан «О соблюдении прав детей в части создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан»

Доклад подготовлен в связи с обращениями граждан, итогами проверок общеобразовательных учреждений республики сотрудниками аппарата Уполномоченного, мониторинга соблюдения прав детей в области общего образования, результаты которых заставляют сделать неутешительный вывод: принимаемые государством меры по сохранению и укреплению здоровья школьников недостаточны, они в большинстве случаев являются неэффективными, поскольку не сдерживают ухудшения состояния здоровья детей во время обучения в школе. Уполномоченный поддерживает высказанное на «круглом столе» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 13 апреля 2004 г. директором НИИ гигиены детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Кучмой В.Н. мнение о том, что проводимая в настоящее время образовательная деятельность опасна для здоровья детей. Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО выявили основные факторы школьного риска. К ним относятся интенсификация учебного процесса, несоответствие содержания образования возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса. 1. Интенсификация учебного процесса. По мнению большинства работников медицинских и образовательных учреждений, основными причинами ухудшения здоровья детей являются большое количество учебных часов в неделю. Учебный день школьника составляет 13-15 часов в сутки (6-8 часов ребенок учится в школе, 4-5 часов делает домашнее задание, и 2-3 часа уходит на занятия с репетиторами и дополнительное образование). В то же время людям интеллектуального труда хорошо известно, что через 3-4 часа нагрузки на мозг его способность воспринимать информацию резко снижается, а дальнейшая умственная деятельность ведет к переутомлению и забыванию ранее усвоенного. Таким образом, школьники постоянно испытывают стресс, вследствие которого нарушается их психическое, а впоследствии и физическое здоровье. По оценкам специалистов, наряду с социальными проблемами и экологическими факторами, до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с пребыванием в школе. Это подтверждается данными мониторинга исследуемой проблемы по Республике Татарстан. По данным министерства здравоохранения Республики Татарстан, полученным на основании профилактических осмотров школьников республики за 2001- 2005г.г., показатели здоровья детей за период обучения в школе ухудшаются. Во время обучения в школе растет число детей, страдающих такими заболеваниями, как, например, сколиоз, показатели которого у старшеклассников в 5,5 раза выше, чем у младших школьников, нарушения зрения (в 3,9 раза) и слуха (в 2,2 раза). Кроме того, отмечается рост болезней (по данным на 2005 г.): эндокринной системы на 22%, нервной системы на 10% (44 ребенка на каждую 1000), глаза и его придаточного аппарата на 12,7%, системы кровообращения на 12,4%, органов пищеварения на 9,3%. В результате в 2005 году по сравнению с 2004 годом доля детей, составляющих I группу здоровья составила всего 12,4%. Особую озабоченность Уполномоченного вызывает наличие значительного числа случаев самоубийств школьников, вызванных низкой самооценкой, проявляющейся в процессе учебы. 2. Несоответствие содержания образования возрастным и функциональным возможностям школьников. По данным Минобрнауки России только 18% учебных изданий прошли санитарную, психологическую и другие необходимые экспертизы. Таким образом, остальные 82% могут нести угрозу для здоровья детей. Для достижения «вариативности» школьного образования создано огромное количество программ и учебников, из которых более 40% ориентированы на «продвинутый» уровень образования, в то время как по данным Минобрнауки России доля «одаренных» детей не превышает 6%, а детей, имеющих высокие способности к обучению – 15%. В результате учебная нагрузка многократно превышает познавательные возможности обучающихся (например, по иностранному языку – в 3 раза, по математике – в 20 раз). Это свидетельствует о том, что используемые учебники излишне сложны, неоправданно объемны и трудны для понимания и усвоения большинством детей. В результате за 11-12 лет обучения ребенок находится в состоянии постоянного напряжения в связи с объемной учебной и минимальной двигательной нагрузкой. 3. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса. По мнению Уполномоченного, соблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса складывается из следующих факторов: соответствие общеобразовательных учреждений санитарным нормам и правилам; организация питания школьников; медицинское обслуживание в общеобразовательных учреждениях. 3.1. Соответствие общеобразовательных учреждений санитарным нормам и правилам. Несмотря на то, что за период с 2000-2004г.г. в республике было введено в эксплуатацию 360 новых школ, до 80% городских школ вынуждены проводить занятия в 2 смены. Оснащение спортивным оборудованием и оборудованием также недостаточное. Только 56% школ имеют типовые спортивные залы, существующая программа физического воспитания не обеспечивает гармоничного физического развития и не компенсирует гиподинамию, в результате которой страдает 73% школьников, что в свою очередь приводит к росту функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы среди обучающихся. 3.2. Организация питания школьников. Вопрос организации питания школьников также остается проблемным. Несмотря на то, что по республике охват горячим питанием составляет 97%, а в некоторых городах и районах 100%, принципы рационального питания детей не соблюдаются. В рационе детей и подростков при избытке углеводов отмечается недостаток белков, животных жиров, витаминов, микроэлементов. Ввиду слабого материально-технического оснащения пищеблоков сокращается ассортимент реализуемых блюд. 3.3. Медицинское обслуживание в общеобразовательных учреждениях. При имеющейся тенденции увеличения учебной нагрузки и усложнения программ, количество работников медицинского персонала в них не увеличивается. По данным 2005 года на территории республики функционируют 2396 общеобразовательных школ и 775 начальных школ. Медицинские кабинеты функционируют в 679 школах, что составляет 28,3%, стоматологические кабинеты в 231 школах (9,6%), кабинеты ЛФК – в 72 (3%); при этом медицинские кабинеты также недостаточно укомплектованы. Для оказания медицинской помощи выделено всего 162,25 врачебных должностей и 658,75 среднего медработника (медсестер). Таким образом, можно констатировать, что в республике не соблюдаются требования пункта 3 части 1 статьи 23 Закона РТ «Об охране здоровья граждан», где установлено, что в интересах охраны своего здоровья несовершеннолетние имеют право на образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. 4. Предлагаемые меры. Все вышеизложенное говорит о том, что организация учебного процесса требует серьезных изменений, прежде всего, в части соответствия нормативов учебной нагрузки физиологическим особенностям растущего организма. Уполномоченный обращает внимание на то, что в решении проблемы интенсификации учебного процесса до сих пор отсутствует комплексный межведомственный подход, не обеспечена согласованность действий заинтересованных министерств и ведомств. При всей остроте данной проблемы, Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Татарстан занимают выжидательную позицию. Изданный 9 марта 2004 года приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» не решает всех накопившихся вопросов. Если не будут приняты соответствующие меры, то мы будем на выходе из школ иметь больных и неприспособленных к жизни детей. Уполномоченный полагает, что следует внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, в первую очередь, в статью 7 Закона РФ «Об образовании», которые закрепили бы стандартизацию не содержания образовательных программ, а требования к ним и условиям обучения, а также ограничили бы суммарную нагрузку школьников таким образом, чтобы она соответствовала медицинским нормам и не подрывала здоровье. Реализация такого закона не требует денег. В действующем Законе РФ «Об образовании» (статья 7) под стандартом понимается максимальная учебная нагрузка, минимальное содержание образования и требования к выпускнику. Такая структура стандарта, по преобладающему мнению ученых и практиков, по существу является общеобразовательной программой, и утверждение ее законом сроком на 10 лет не отвечает требованиям к образованию в условиях динамично меняющейся жизни. Во-вторых, неоправданно затягивается принятие Федерального закона «О государственном стандарте образования». Уполномоченный полагает, что при этом необходимым условием является соблюдение порядка межведомственных согласований по всем направлениям работы в школе, касающихся правил СанПиНа: питания, физического воспитания и других факторов школьного риска. Но до принятия закона необходима серьезная подготовительная работа как на федеральном, так и на республиканском уровнях. Уполномоченному представляется рациональным обратить внимание Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации на необходимость: разработки стандартов образовательных программ с реальной разгрузкой содержания общего образования, с введением пятидневки в школе за счет полного пересмотра учебных программ, а не механического переноса учебных часов с субботы на остальные дни недели; при этом уровень заработной платы учителей не должен зависеть от количества учебных часов по предмету; учета возрастных и личностных особенностей школьников при создании учебников, в которых должны быть заложены разноуровневые задания и упражнения; обеспечения урочной и внеурочной учебно-педагогической деятельности по программам, учебникам и учебно-методическим комплексам, прошедшим соответствующую санитарную и психологическую экспертизу; сокращения времени на выполнение домашних заданий на 40-50% за счет отмены переусложненных, неоправданно объемных и не способствующих усвоению пройденного материала заданий; исключения из школьных учебников разделов, не соответствующих уровню развития школьников определенных возрастных групп; адаптации вузовских программ к школьным (а не наоборот, как сейчас) с целью сохранения преемственности образования; увеличения количества часов и повышения качества занятий физической культурой с обязательной организацией специальных занятий с часто болеющими и ослабленными детьми; улучшения организации питания в образовательных учреждениях; обеспечения межведомственного взаимодействия и методического руководства по формированию здоровья учеников. Уполномоченный полагает, что на республиканском уровне необходимо принять следующие меры. Кабинету Министров Республики Татарстан: разработать и утвердить концепцию охраны здоровья детей и школьников в республике, обеспечив межведомственную координацию действий по ее реализации; при формировании республиканского бюджета предусмотреть средства на санаторно-курортное лечение детей и социальную рекламу; внести в Государственный Совет проект закона Республики Татарстан «О компенсационных выплатах на питание школьникам», гарантированных законодательством Российской Федерации, а также иные необходимые законопроекты по вопросам сохранения и улучшения здоровья детей. Кабинету Министров Республики Татарстан, Государственному Совету Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан, органам местного самоуправления: принять меры по улучшению материальной базы учреждений образования и приведению их в соответствие с утвержденными Санитарными нормами и правилами, при этом обратить особое внимание на расширение сети и оснащенность медицинских кабинетов образовательных учреждений; продолжить работу по развитию сети специальных образовательных учреждений, в том числе школ санаторного типа для детей, страдающих хроническими заболеваниями; Министерству здравоохранения Республики Татарстан: продолжить работу по мониторингу заболеваемости и совершенствованию медицинского обслуживания школьников. Уполномоченный полагает, важнейшей задачей общества и государства является создание благоприятных условий, которые способствуют повышению эффективности образования и укреплению психического и физического здоровья подрастающего поколения.