Специальный доклад Уполномоченного «О соблюдении прав граждан при оказании психиатрической помощи в Республике Татарстан»

Лица, страдающие психическими расстройствами, являются таким же членами общества, как и другие граждане. Они наделяются той же совокупностью основополагающих прав и свобод, но более уязвимы в правовом отношении. Распространение в обществе пренебрежительного отношения к лицам, страдающим психическими расстройствами, а также мнение о том, что все они являются опасными для общества, приводит к необоснованным ущемлением их прав и свобод.

Важнейшим правом человека, которое он имеет с рождения, является право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Механизм реализации права на свободу и личную неприкосновенность, их защита и гарантированность нормами права являются важными показателями демократичности общества, а также служит необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства.

Госпитализация в недобровольном порядке в психиатрический стационар ограничивает свободу и личную неприкосновенность граждан.

В связи с поступающими жалобами граждан о нарушении их прав при госпитализации в недобровольном порядке, Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан было изучено состояние дел в этой области путем посещения психиатрических учреждений.

Система психиатрической службы в Республике Татарстан состоит из внебольничной, стационарной и полустационарных звеньев и включает три психиатрические больницы, расположенные  в г. Казани: Республиканскую психиатрическую больницу, Казанскую психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным  наблюдением (КПБСТИН) Министерства здравоохранения Российской Федерации, Казанскую городскую психоневрологическую больницу (КГПНБ), пять психоневрологических диспансеров в городах (Альметьевске, Бугульме, Зеленодольске, Нижнекамске, Набережные Челны), шесть психоневрологических отделений при центральных районных больницах (Азнакаевской, Бавлинской, Елабужской, Заинской, Лениногорской, Тетюшской), а также сеть психоневрологических и психотерапевтических кабинетов при поликлиниках центральных районных больниц. Имеются два психосоматических отделения при крупных многопрофильных больницах — в Казанской  городской больнице ¹18 и  МСЧ   АО «КАМАЗ» в г.Набережные Челны. Всего коечный фонд психиатрических учреждений Министерства здравоохранения Республики Татарстан составляет 3325 мест.

Установлено, что организация психиатрической помощи населению не всегда отвечает предъявляемым данным законом требованиям и принципам ее оказания.

В Законе Российской Федерации от 2.07.92 г. «О психиатрической по­мощи и гаран­тиях  прав граждан при ее оказании» заложены гарантии от возможного использования психиатрии в немедицинских целях, а также установлены исчерпывающие основания, порядок и гарантии соблюдения прав лиц, которые могут быть госпитализированы в недобровольном порядке в стационар.

Обязательным условием для госпитализации лица в психиатрический стационар является наличие у него психического расстройства, которое устанавливается при его психиатрическом освидетельствовании.

 

Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законных представителей может проводиться только в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, и только с санкции судьи. Исключение составляют случаи, когда лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих или находится под диспансерным наблюдением врача-психиатра.

Заявление о необходимости проведения освидетельствования может быть подано родственниками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами, в том числе соседями. При этом они могут руководствоваться какими-либо корыстными или иными личными побуждениями или ошибочно полагают, что данное лицо нуждается в психиатрической помощи.

 

Правом обращения в суд за санкцией  на проведение психиатрического освидетельствования лица без согласия последнего наделен исключительно  врач-психиатр и только после установления обоснованности заявления.

В нарушение данной нормы Авиастроительный районный суд г. Казани в 2001 г. удовлетворил заявление прокурора Авиастроительного района о даче санкции на психиатрическое освидетельствование  гр. А. без ее согласия.

Случаи необоснованных обращений врачей-психиатров в суд за санкцией на психиатрическое освидетельствование граждан без согласия последних, к сожалению, не исключены на практике.

Так,  участковый врач-психиатр второго поликлинического отделения КГПНБ направила свое заключение от 15 февраля 1999 года в Авиастроительный районный суд г. Казани для получения санкции на психиатрическое освидетельствование гр. Ш. Поводом для этого явилось заявление мужа гр. Ш., который конфликтовал с женой на почве невозможности размена квартиры.

Причиной принятия ошибочного решения являлась поверхностная проверка врачами-психиатрами достоверности сведений, содержащихся в заявлениях лиц, ходатайствовавших о проведении психиатрического освидетельствования других граждан без согласия последних.

Суд отказал в даче санкции на психиатрическое освидетельствование.

В психиатрический стационар в недобровольном порядке может быть госпитализировано лицо, страдающее психическим расстройством, до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Установление диагноза психического заболевания, обращение в суд с заявлением о необходимости оказания человеку психиатрической помощи в недобровольном порядке являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров.

Охраняя профессиональные права и независимость врача-психиатра, Закон Российской Федерации «О психиатрической по­мощи и гаран­тиях  прав граждан при ее оказании» в то же время  обязывает его руководствоваться в своих решениях только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом. Это важные условия для принятия законных и обоснованных решений врачом-психиатром, действия которого могут влечь важные правовые последствия. Они направлены на защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого принимается решения, а также интересов общества.

Практика показывает, что эти условия не всегда выполняются.

Так, 15 июня 1999 года  бригадой специальной «скорой помощи» в Республиканскую психиатрическую больницу Республики Татарстан был доставлен гр. С., являющийся инвалидом 2-й группы по общему заболеванию. В направлении врача было указано, что он состоит на учете у психиатров с 1999 года, а поводом к  госпитализации гр. С. явились его визиты  с необоснованными требованиями и просьбами, а также многочисленные звонки телефону в одно из городских государственных учреждений здравоохранения Республик Татарстан. Сведений о том, чтобы гр. С. совершил действия, свидетельствующие об его  непосредственной опасности для себя или окружающих, не имелось.

В стационаре было проведено психиатрическое освидетельствование гр. С. для решения вопроса об обоснованности госпитализации (история болезни ¹ 3602), после этого представитель психиатрического учреждения обратился в суд с заявлением о госпитализации этого гражданина в недобровольном порядке в психиатрический стационар.

В ходе проверки установлено, что ранее за гр. С.  диспансерное наблюдение установлено не было, ему была оказана только лечебно-консультативная психиатрическая помощь. Таким образом, доставление и помещение  гр. С.  в психиатрический стационар, его психиатрическое освидетельствование без санкции судьи, было незаконным и необоснованным.

Указанные действия послужили причиной неоднократных обращений с жалобами гр. С. в различные органы, на которые он получил отписки.

31 марта 2000 года Нижнекамским городским судом было отказано администрации Нижнекамского психоневрологического диспансера в недобровольной госпитализации гр. З. В ходе судебного заседания было установлено, что гр. З. была доставлена в приемный покой в связи с заявлением сестры и племянника. До этого у врача-психиатра не наблюдалась. В материалах дела не содержалось данных о том, чтобы гр. З. страдала тяжелым психическим расстройством и, чтобы она представляла непосредственную опасность для себя или окружающих. Не было этого установлено и в судебном заседании.

В течение 48 часов с момента помещения в недобровольном порядке в психиатрический стационар, лицо подлежит обязательному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров. Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем.

Принимая заявление представителя психиатрического учреждения на госпитализацию лица в недобровольном порядке, судья одновременно обязан давать санкцию на пребывание лица в недобровольном порядке в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде. Только санкция судьи служит основанием законности пребывания лица в психиатрическом стационаре.

За период с 1 января 1999 года по 12 сентября 2001 года во всех медицинских документах лиц, содержавшихся в Республиканской психиатрической больнице Министерства здравоохранения Республики Татарстан в недобровольном порядке, санкции судьи отсутствуют. Таким образом, эти люди до вынесения судьей решения об удовлетворении или отклонении заявлений об их недобровольной госпитализации находились в психиатрическом стационаре незаконно.

Заявление о госпитализации судья должен рассмотреть в течение пяти дней с момента  его принятия.

Изучение медицинской документации показало, что за последние три года в республике почти по каждому десятому заявлению о недобровольной госпитализации в психиатрический ста­ционар не было принято должных мер к соблюдению сроков их рассмотрения, хотя сроки подачи заявлений со стороны медицинских учреждений в основном соблюдались.

Установлены случаи, когда граждане находились в психиатрическом стационаре без постановления судьи около месяца и более.

Так, только за 2000-2001 г.г. в Республиканской психиатрической больнице имело место несколько таких случаев, заявления рассматривались Советским районным суда г. Казани.

Например,  гр. Ж. поступил в стационар 23.03.2000 г., заявление судьей рас­смотрено 16.04.2000 г.; гр. Е. поступила в стационар  31.03.2000 г., заявление  рассмот­рено  27.04.2000 г.; гр. Х. поступила в стационар 03.07.2000 г.,  заявление судьей рас­смотрено 10.08.2000 г.; гр. С. поступила в стационар 19.08.2000 г., заявление  рас­смотрено 13.09.2000 г.; гр. Т. поступил в стационар 02.11.2000 г., заявление судьей рассмотрено 27.11.2000 г.; гр. Н. поступила в стационар 30.01.2001 г., заявление  рас­смотрено 25.02.2001 г.

Имелись случаи, когда граждане находились длительное время в психиатрическом стационаре без постановления судьи, а в ходе судебного разбирательства заявление о  госпитализации было либо отклонено, либо   лицо уже покинуло  психиатрический стационар.

Так, гр. З. был госпитализирован в психиатрический стационар Республиканской психиатрической больницы в недобровольном порядке 23.03.2000 г., постановлением судьи от 16.04.2000г.  заявление представителя психиатрического учреждения было отклонено, т.к. лечение гр. З. к моменту рассмотрения, по утверждению представителя психиатрического учреждения, было возможно  в амбулаторных условиях.

Значительное количество заявлений с нарушением сроков рассмотрено в Набережно-Челнинском  городском суде.

Так, в отношение гр. гр. Б., Г., Д. и П. заявления в суд поступили 04.01.2001 г., а рассмотрены были 18.01.2001.; заявление в отношении гр. К., поступившее в суд 25.01.2001 г., рассмотрено лишь 08.02.2001 г.; заявление в отношении гр. гр. Г., З., К., поступившие в суд с 10 по 12.04.2001 г.  рассмотрены 19.04.2001 г.; заявления в отношении гр. гр. З., И., М., поступившие в суд 30.05.2001г., рассмотрены лишь 13.06.2001 г.; заявления в отношении гр. гр.. Л., Т., Н., поступившие в суд 28.06.2001 г., рассмотрены  05.07.2001 г.; заявления в отношении гр. гр. Г., К., Х., Ч., поступившие в суд 15.08.2001г., рассмотрены 23.08.2001 г.; заявление в отношении гр. В., поступившее в суд 27.08.2001 г., рассмотрено лишь 14.09.2001 г.

Кроме того, причиной нарушений сроков служит неявка извещенного надлежащим образом прокурора в судебное заседание, из-за чего приходится откладывать и переносить рассмотрение заявления о недобровольной госпитализации лица на  более поздний срок, когда у судьи не назначено рассмотрение других дел. Обязательное участие прокурора в судебном заседании служит дополнительной гарантией защиты прав граждан.

К сожалению, не исключены случаи рассмотрения  заявлений о госпитализации в недобровольном порядке без участия прокурора, что является недопустимым.

Более всего практика рассмотрения дел без участия прокурора о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар граждан распространена в Нижнекамском городском суде.  Так, в 1999 г. без участия прокурора удовлетворены в судебном заседании заявления представителей психиатрического учреждения о госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке гр.гр. Б.,Ф., Д., в 2000 г.- гр. Т., в 2001 г.- гр.гр. В., А., Х., Б.

Имеют место факты, когда суды формально подходят к рассмотрению заявлений врачей. Так, судьей Вахитовского районного суда г. Казани вынесено постановление о госпитализации гр. А., в то время, когда участковый врач-психиатр обратился за санкцией лишь на ее психиатрическое освидетельствование. В этот же день аналогичный случай произошел и с гр. Т.

Одной из главных гарантией прав граждан является возможность обжаловать действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, судебные решения, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи. При  судебном рассмотрении вопроса о госпитализации этому лицу или его законному представителю должно быть предоставлено право лично участвовать в нем.

При этом судьи не во всех случаях разъясняют право на обжалование принятого решения лицам, в отношении которых выносятся постановления о даче санкции на психиатрическое освидетельствование или о госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Такие факты имеются в Нижнекамском, Бугульминском городских судах, Вахитовском районном суде г. Казани и других судах.

В постановлениях Елабужского городского суда от 15.01.2001 о недобровольной госпитализации гр. С. и от 04.10.2001 о недобровольной госпитализации гр. Г. срок обжалования установлен 7 дней, в то время когда по закону он составляет 10 дней.

Следует отметить, что подача в суд документов представителями психиатрических учреждений не везде должным образом налажена.

Так, имеют место случаи вручения документов в суд по окончания рабочего дня техническому персоналу (ненадлежащим лицам), в чьи обязанности входит  охрана или уборка в помещениях. Нарушение порядка подачи документов в суд приводит к нарушению предусмотренных Законом сроков рассмотрения материалов, кроме того, это может повлечь  нарушение врачебной тайны и нарушает права граждан на неразглашение сведений.

Вместе с тем Уполномоченный отмечает, что острота проблем с состоянием психического здоровья населения в  республике в последнее десятилетие и общее состояние в сфере оказания психиатрической помощи вызывает тревогу и требует к ним особо пристального внимания.

Сложности политических, экономических реформ и затянувшийся переходный период способствуют тому, что значительная часть взрослого населения длительное время находится в состоянии хронического стресса, следствием чего является высокий уровень распространенности различных форм психической дезадаптации и пограничных психических расстройств. В этой депрессивной ситуации развивается и наше будущее — подрастающее поколение, которое впитывает в себя всю негативную атмосферу  данного периода.

Диспансерное наблюдение в 2001 году было установлено за более чем 50 тысячами лиц. Около 30 тысяч граждан обратилось за психиатрической помощью.

За последнее десятилетие в Республике Татарстан отмечается рост первичного выхода на инвалидность по причине психических расстройств (с 2,7% на 10 тысяч населения в 1991 г. до 3,7 % — в 2000 г.). При этом инвалиды 1 и 2 групп составляют 98%.

За последние 5 лет увеличилось число граждан призывного возраста, признанных негодными к военной службе вследствие психических расстройств. Если в 1996 году число призывников, направленных военкоматами на обследование в Республиканскую психиатрическую больницу, составило 212, то в 2000 году- 745. Из направленных на обследование лиц негодными к военной службе в 1998 г. признаны  299 человек, в 1999 г. — 482, в 2000 г. — 567.

Злоупотребление спиртными напитками и их суррогатами, потребление наркотических или других психоактивных веществ ведет к малообратимым психическим расстройствам. В последние годы отмечен рост количества больных с острыми алкогольными психозами (с 1519  человек в 1998 г. до 2003 — в 2000г.).

За последние пять лет в республике число лиц, состоящих на учете по поводу наркомании, увеличилось в 12 раз.

В 2000 г. прирост больных наркоманией, состоящих на учете, по сравнению с предыдущим годом составил 78%.

В последнее десятилетие на фоне снижения численности  населения произошло увеличение количества суицидов, что также свидетельствует о повышении невротизации населения.

Последствия психических заболеваний, таких как нетрудоспособность и инвалидность, непригодность к несению воинской службы, совершение общественно-опасных деяний и другие, являются серьезным дестабилизирующим фактором и, помимо всего прочего, требуют значительного роста материальных издержек, в том числе, на оказание медицинских услуг.

Пациенты нередко длительное время в недобровольном порядке могут находиться в изоляции от внешнего мира. Создание условий для осуществления их прав, предусмотренных Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», возложено на администрацию и медицинский персонал психиатрического стационара.

Стационарные психиатрические учреждения республики перегружены. Вследствие этого норматив палатной площади в 7,5 кв. м на одного пациента в большинстве психиатрических учреждений не выполняется. Он колеблется от менее 3 кв. м в Республиканской психиатрической больнице и Зеленодольском психоневрологическом диспансере до 5 кв. м — в Казанской городской психоневрологической больнице, Набережно-Челнинском и Нижнекамском психоневрологических диспансерах.

Одной из причин этого является то, что около 500  человек, находящихся в психиатрических стационарах  республики и не нуждающихся в дальнейшем стационарном лечении, дожидаются перевода в психоневрологические учреждения социального обеспечения Министерства социальной защиты Республики Татарстан, в которых  недостаточно мест.

При этом нарушаются права граждан, предусмотренные статьей 5 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», на содержание в психиатрическом стационаре только в пределах срока, необходимого для обследования и лечения.

Статьей 17 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусмотрено, что финансирование деятельности учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляется в размерах, обеспечивающих гарантированный уровень и высокое качество психиатрической помощи.

Но  в настоящее время финансирование деятельности психиатрических учреждений  не соответствует необходимым потребностям на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, диагностической и лечебной аппаратуры, твердого и мягкого инвентаря, текущего и капитального ремонта зданий.

При среднереспубликанском плановом показателе на питание на 1 пациента в 2000 г. в сумме 23 рублей фактически этот показатель  в Республиканской психиатрической больнице составил в среднем 15 рублей (65,2% от предусмотренной суммы),  в Казанской психоневрологической больнице — 80,9%. При этом, снижение расходов на питание является негативным фактором в реабилитационном процессе лиц, страдающих психическими расстройствами.

Из-за недостаточного финансирования и неравномерного выделения денежных средств лекарственные препараты поступают в психиатрические учреждения с перебоями и не в полном объеме. В 2000 году финансирование расходов на приобретение медикаментов составило  всего примерно 70% от потребностей. Особенно большие трудности по льготному обеспечению медикаментами лиц, которым оказывается амбулаторная психиатрическая помощь. Так, только в Казани на 11 307 лиц, страдающих психическими расстройствами, имеющих право на льготное обеспечение, затрачено 1 305, 5 тыс. руб. или только 115 руб. в год на одного человека, что составило лишь 35,2% от необходимой потребности.

Недостаток средств на бесплатную и льготную поддерживающую амбулаторную терапию, скудный ассортимент и нехватка психофармакологических лекарственных средств для активной и высокоэффективной терапии  ведут к ускоренной хронизации и значительному утяжелению контингента  лиц, страдающих психическими расстройствами (за счет роста инвалидов), а также к длительным срокам их пребывания в психиатрических стационарах.

Психиатрические учреждения нуждаются в получении современной диагностической и лечебной аппаратуры для лучевой, функциональной, лабораторной диагностики и физиотерапии.

В одном из самых старейших и крупнейших психиатрических учреждений Российской Федерации — Республиканской психиатрической больнице, основанной 13 июля 1869 года, вследствие недостатка средств не производится должный капитальный и текущий ремонт, в аварийном состоянии находятся канализационная и вентиляционная системы, активно идет процесс разрушения стен и перекрытий основного здания Республиканской психиатрической больницы. В таком же положении находится Казанская городская психоневрологическая больница, построенная в 1915 году.

Из-за непоступления средств целевого федерального финансирования не производится реконструкция КПБСТИН Министерства здравоохранения Российской Федерации, предусмотренная пунктом 32 Федеральной целевой программы «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи».

Недостаточность финансирования не позволяет  вводить в необходимом количестве должности медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников и других специалистов, полагающихся соответствующими приказами Минздрава Российской Федерации, более того, наблюдается тенденция к снижению численности специалистов.

По данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в настоящее время в республике 283 врача-психиатра,  психотерапевтов — 37, в 1998 году их количество составляло соответственно  338 и 43.

При этом, коечный фонд и кадровые ресурсы психиатрической службы чрезмерно централизованы. Так,  более 80% коек и 70% врачебных кадров сосредоточены в г. Казани.

В  трех районах  должности врачей-психиатров отсутствуют, еще в 12 районах на 0,5 ставки врачами-психиатрами работают совместители, что затрудняет диспансерное наблюдение, которое предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром  и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.

В ряде районов Республики Татарстан,  находящихся на определенном отдалении от стационарных и полустационарных звеньев системы психиатрической службы, имеется определенная сложность в своевременном обеспечении граждан необходимой психиатрической помощью в полном объеме, гарантированной государством.

Остро стоит вопрос о создании психоневрологических диспансеров в г.г. Буинске,  Чистополе, чтобы обеспечить население указанных городов и близлежащих районов более доступной психиатрической и наркологической помощью.

В соответствии с нормативными документами внебольничная психиатрическая и наркологическая помощь должна быть представлена в каждом районе (вне зависимости от численности населения) соответствующими кабинетами. Наряду с этим, необходимо, чтобы  в больницах каждого района были койки для оказания неотложной наркологической помощи, а также имелась возможность  для временной и краткосрочной изоляции больных с острой психотической патологией (с последующим их направлением в межрайонные специализированные учреждения).

Согласно Закону Российской Федерации «О психиатрической по­мощи и гаран­тиях  прав граждан при ее оказании» в части установления или прекращения диспансерного наблюдения, психиатрического освидетельствования лица при помещении  его  в психиатрический стационар  в недобровольном порядке, необходимо  соответствующее решение комиссии в составе трех врачей-психиатров.

В связи с тем, что в психиатрических отделениях Заинской и Лениногорской центральных районных больниц работает только два врача- психиатра, лица, нуждающихся, по мнению врача-психиатра в помещении в психиатрический стационар в недобровольном порядке, но несогласные с этим, направляются в Республиканскую психиатрическую больницу.

Основной причиной наличия вакантных должностей врачей-психиатров в указанных районах является нерешенность жилищно-бытовых вопросов.

Большая текучесть кадров из-за тяжелых условий  и низкой оплаты труда среди младшего и среднего  медицинского персонала. По этой причине в психиатрических стационарах нередко  в вечерне-ночное время на 80-100 лиц, страдающих психическими расстройствами, приходится лишь 1 медсестра и 2 санитарки.

Люди, работающие в психиатрии, постоянно подвержены воздействию тяжелых стрессов и перегружены количеством курируемых больных.

Только в Республиканской психиатрической больнице с 1 января 1999 года по 31 декабря 2001 года проходили обследование и лечение около 30 тысяч человек.

От добросовестности и уровня квалификации медицинского персонала и соответствующих государственных органов зависит соблюдение прав человека и гражданина.

Поскольку лица, содержащиеся в психиатрических стационарах, не всегда могут самостоятельно обеспечить защиту своих прав, эту задачу  должнавыполнять служба защиты прав пациентов, создание которой предусмотрено статьёй 38 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В части 2 указанной статьи  закреплено, что представители этой службы защищают права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимают их жалобы и заявления, которые разрешают с администрацией данного психиатрического учреждения либо направляют в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.

 

Данная служба так и не создана, что служит одним из условий недостаточной защищенности  прав граждан.

До сих пор дополнения в Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР, касающиеся процедуры госпитализации граждан в психиатрические стационары, не внесены. Отсутствие в законодательстве процедуры их рассмотрения вызывает определенную сложность, неоднозначный подход судей к рассмотрению таких дел.

Это должно быть устранено с принятием нового Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, в проекте которого, наряду с другими, выделены в особое производство дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.

К сожалению, действующим законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за регистрацию по месту проживания лиц, находящихся на лечении в психиатрических больницах.

В соответствии с пунктом 9 Закона Российской Федерации от 09.12.1991г. ¹2005-1 «О государственной пошлине» (с последующими изменениями и дополнениями) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате государственной пошлине для отдельных категорий плательщиков, за исключением льгот по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и другими судами. Решение данного вопроса в интересах лиц указанной категории, которых не так много, было бы дополнительным проявлением заботы о них.

На основании статьи 16 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»  государством гарантируется:

-создание лечебно-производственных предприятий для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальных производств, цехов или участков с облегченными условиями труда для таких лиц;

-установление обязательных квот рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;

-создание общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.

На деле происходит обратный процесс. Лица, страдающие психическими расстройствами, обычно первыми вытесняются из сферы производства и не могут трудоустроиться, о чем свидетельствует рост числа безработных среди этой категории лиц, который значительно опережает уровень безработицы среди населения в целом.   Безработица  усугубляет состояние лиц, страдающих психическими расстройствами и ведет к их инвалидизации.

Положение о лечебно-производственных государственных предприятиях утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. ¹ 522.  Они должны обеспечивать трудовую терапию, трудовое обучение и трудоустройство лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов.

В условиях, когда в ряде регионов Российской Федерации произошел развал системы социально-трудовой и медицинской реабилитации и реадаптации лиц, страдающих психическими расстройствами, в Республике Татарстан принимаются определенные меры, чтобы избежать этого.

Так, государственное лечебно-производственное предприятие «Реабилитация» при республиканской психиатрической больнице реорганизовано в республиканское унитарное предприятие, что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции для медицинских учреждений и создало лучшие условия для проведения трудовой терапии и реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов. Имеются мастерские при Казанской городской психоневрологической больнице. Однако мест, где лица, страдающие психическими расстройствами, могут трудиться, крайне недостаточно.

Недостаточно осуществляются в республике мероприятия по просвещению населения по вопросам психопрофилактики душевных заболеваний, в том числе при помощи средств массовой информации.

Обеспечение всеми видами психиатрической помощи и социальной защиты лиц, страдающих психическими  расстройствами, в частности, возложено на органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Но по ряду причин положения данной статьи Закона реализованы недостаточно, чем нарушаются права граждан, страдающих психическими расстройствами.

Кроме того, требуется решить вопрос об увеличении мест в психоневрологических учреждениях Министерства социальной защиты Республики Татарстан, куда подлежат направлению лица, не нуждающиеся в дальнейшем лечении, но в настоящее время вынужденно находящиеся в психиатрических стационарах.

Без принятия срочных мер по улучшению финансирования психиатрической службы неизбежно резкое снижение объема и качества специализированной медицинской помощи лицам, страдающим психическими расстройствами,  что может повлечь (и влечет) нарушения прав граждан.

К сожалению, Республика Татарстан входит в число регионов Российской Федерации, которые так и не приняли до сих пор своей целевой программы, направленной на повышение уровня  психиатрической помощи.

Для усиления защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, улучшения профилактики психических расстройств Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан считает необходимым доработать проект республиканской целевой программы «Развитие и совершенствование психиатрической службы Республики Татарстан  и ее материально-технической базы», рассчитанной на 2003-2007 годы, заказчиком которой выступает Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

Учет рабочей группой, состоящей из представителей заинтересованных ведомств, ученых кафедр психиатрии Казанской государственной медицинской академии и Казанского государственного медицинского университета,  мнений всех сторон позволит  целевой программе наиболее полно отвечать потребностям Республики Татарстан.

Законодательное утверждение указанной Программы и выделение достаточных средств на её реализацию с указанием источников, размеров финансирования на конкретные нужды с разбивкой по годам, послужит залогом ее выполнения.

 

Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан                                                                 Р.Г. Вагизов